RSS

Городской портал госуслуг

Рекомендации по соблюдению юридико-технических требований при подготовке (оформлении) муниципальных правовых актов

Настоящие Рекомендации разработаны с целью использования органами и должностными лицами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве при организации работы по подготовке (оформлению) муниципальных правовых актов, виды которых определяются уставами внутригородских муниципальных образований в городе Москве в соответствии с Законом города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (далее – муниципальные правовые акты, муниципальный правовой акт).

1. Структура муниципальных правовых актов

1.1. Муниципальные правовые акты состоят из вступительной части (преамбулы), постановляющей (распорядительной) части и при необходимости – приложения (приложений).

1.2 Вступительная часть (преамбула) часть муниципального правового  акта начинается словами "В целях...", "В связи...", "В соответствии...", "Во исполнение..." и т.д.

1.3 Постановляющая (распорядительная) часть содержит поручения, указывающие кому какие действия предписывается выполнить и в какие сроки, а также положения об утверждении приложений.

Постановляющая (распорядительная) часть состоит из пунктов. Для детализации предписываемых действий пункты могут делиться на подпункты и абзацы, абзац может включать в себя дефисы. Номера пунктов обозначаются арабскими цифрами по порядку, номер подпункта состоит из номера пункта и порядкового номера подпункта через точку, абзац печатается с красной строки с прописной буквы, других обозначений не имеет, дефис печатается с красной строки и начинается с графического знака "дефис" (-) и строчной буквы.

Оформлять пункты в пределах документа, подпункты в пределах одного пункта, дефисы в пределах одного абзаца следует, если их количество не менее двух. В конце каждого пункта, подпункта, абзаца ставится точка, в конце дефиса - точка с запятой, в конце последнего дефиса - точка.

1.4. Приложения являются неотъемлемой частью соответствующих муниципальных правовых актов и имеют равную с ними юридическую силу. В постановляющей (распорядительной) части муниципального правового акта указывается полное название приложения, а при наличии нескольких приложений – его полное название и номер.

1.5 Приложение – устав внутригородского муниципального образования в городе Москве, а также изменения и дополнения в устав внутригородского муниципального образования, местный бюджет, а также  изменения и дополнения в местный бюджет – состоит из глав и статей. Статьи, связанные между собой по содержанию, могут объединяться в главы, имеющие названия и порядковый номер. Статьи могут состоять из частей, имеющих нумерацию, за исключением частей, которые являются единственными в статье. Части статьи могут включать пункты, имеющих нумерацию или буквенное обозначение.

Иные приложения состоят из разделов и пунктов (подпунктов), имеющих нумерацию или буквенное обозначение.

1.6 Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, включают пункт об официальном опубликовании.

1.7 Как правило, муниципальные правовые акты должны содержать пункт о контроле, в котором указывается на какое должностное лицо возлагается контроль за исполнением муниципального правового акта.

2. Юридико-технические требования к правовым актам

2.1. Муниципальные правовые акты излагаются на русском языке с соблюдением официально-делового стиля и использованием юридической терминологии. Текст муниципального правового акта должен быть лаконичным и содержательно согласованным, исключающим двусмысленное толкование, декларации, повторы, неприменимые или невыполнимые на практике нормы, а также нормы, неисполнение которых не влечет последствий для правоприменителя.

При перечислении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза «или». При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза «и».

2.2. В муниципальных правовых актах сначала излагаются общие, а затем конкретные положения.

2.3. В муниципальных правовых актах необходимо избегать дублирования норм, содержащихся в федеральных законах и иных правовых актах  Российской Федерации, законах и иных правовых актах города Москвы, а также в уставе муниципального образования, за исключением случаев, когда их воспроизведение обусловлено необходимостью упорядоченного изложения положений муниципальных правовых актов.

2.4. В муниципальных правовых актах используются понятия, являющиеся общепринятыми или определенные в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы.

2.5. При использовании в муниципальных правовых актах понятий, не являющихся общепринятыми, или понятий, определения которых отсутствуют в нормативных правовых актах, указанных в пункте 2.4 настоящего раздела, необходимо давать их определения в самих муниципальных правовых актах. Одни и те же понятия в муниципальных правовых актах должны употребляться в одном значении.

2.6. В случае если необходимо показать взаимную связь положений муниципальных правовых актов, либо избежать их дублирования, возможно использование ссылок на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы, устав муниципального образования, либо на их отдельные положения.

Ссылки в муниципальных правовых актах на другие нормативные правовые акты должны включать даты их принятия, номера и названия.

3. Реквизиты муниципальных правовых актов

3.1. Муниципальные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:

  1. наименование органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования, принявшего (издавшего) муниципальный правовой акт;
  2. обозначение вида муниципального правового акта;
  3. название муниципального правового акта (в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального правового акта);
  4. дату принятия (издания) муниципального правового акта;
  5. номер муниципального правового акта;
  6. дату (срок) вступления в силу муниципального правового акта;
  7. название источника официального опубликования, в котором муниципальный правовой акты будет опубликован;
  8. полное наименование должности должностного лица, подписавшего муниципальный правовой акт, его фамилию и инициалы.

4. Изменение и дополнение муниципального правового акта

4.1. Изменение или дополнение муниципального правового акта осуществляется принятием соответствующего муниципального правового акта. Изменения вносятся в муниципальный правовой акт, а не в приложения к нему, это должно быть отражено и в названии, и в тексте пункте о внесении изменений.

4.2. Название муниципального правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в соответствующий муниципальный правовой акт должно включать дату его принятия, номер и название (за исключением муниципальных правовых актов носящих распорядительный характер).

4.3. При исключении раздела, пункта, подпункта (главы, статьи, части, пункта в части) из муниципального правового акта действующая нумерация сохраняется.

4.4. При дополнении муниципального правового акта разделом, пунктом, подпунктом (главой, статьей, частью, пунктом в части) им присваивается двойной номер, состоящий из номера предшествующего раздела, пункта, подпункта (главы, статьи, части, пункта в части), точки и следующей за ней единицы. Если предшествующая глава (статья, часть, пункт) имеет двойной номер, то номер, включаемый в текст раздела, пункта, подпункта (главы, статьи, части, пункта) образуется путем увеличения на единицу второй цифры номера.